Тема 27.
Основы безопасности дорожного движения.

27. БДД

Скользкая дорога
Небольшой участок скользкой дороги целесообразно преодолевать, не изменяя траектории и скорости движения автомобиля, чтобы не спровоцировать возникновение заноса.

 

При съезде автомобиля правыми колесами на неукрепленную и влажную обочину возникает опасность заноса из-за разницы сцепления правых и левых колес с дорогой. При этом целесообразно, не меняя скорости, то есть не прибегая к торможению, плавным поворотом рулевого колеса вернуть автомобиль на проезжую часть. Торможение в данной ситуации может вызвать занос автомобиля.

 

Движение по глубокому снегу или по грунтовой дороге на заранее выбранной пониженной передаче, без резких поворотов рулевого колеса и остановки обеспечит Вам необходимый запас мощности, требуемой для преодоления возникающих на этом участке больших сил сопротивления.

 

После проезда водной преграды необходимо просушить тормозные колодки. Многократное непродолжительное нажатие на педаль тормоза позволит быстро восстановить эффективность тормозов всех колес автомобиля.

 

При появлении первых капель дождя водителю следует уменьшить скорость и быть особенно осторожным, так как находящиеся на дороге пыль, масло, частицы резины и т. д., смачиваясь, образуют скользкую пленку, которая впоследствии смывается дождем.

 

Во время сильного дождя вода не успевает выдавливаться из зоны контакта колес с покрытием и может (особенно при изношенном протекторе) образоваться «водяной клин», а колеса начинают скользить по покрытию. В этом случае водителю следует плавно уменьшить скорость, применяя торможение двигателем, так как любое резкое изменение скорости движения может привести к заносу автомобиля.

 

Зимние шины отличаются от летних или всесезонных специальным рисунком протектора и повышенными сцепными качествами, что уменьшает возможность возникновения проскальзывания или пробуксовки колес на скользком покрытии. Если автомобиль эксплуатируется на зимних дорогах со снежным накатом или в гололедицу, то рекомендуется использовать шипованные шины. Однако использование зимних шин, в том числе и шипованных, требует от водителей осторожности при выборе скорости движения, так как возможность возникновения заноса на скользком покрытии не исключается.

 

 

 

Занос
Занос автомобиля при проезде крутого поворота возникает под действием центробежной силы, которая возрастает с увеличением скорости движения. Поэтому для предотвращения возможного заноса водитель должен с учетом крутизны поворота заблаговременно снизить скорость, при необходимости включить пониженную передачу и проехать поворот, не прибегая к резкому увеличению скорости и торможению. Прохождение поворота с выключенным сцеплением приведет к потере контроля над управлением автомобилем.

 

Занос на скользкой дороге может возникнуть:

  • при торможении из-за блокировки задних колес автомобиля. В этом случае необходимо в первую очередь устранить причину заноса, то есть прекратить начатое торможение. В дальнейшем поворотом рулевого колеса в сторону заноса можно выровнять траекторию движения автомобиля.

    Действия водителя по устранению заноса (скольжения задних колес в сторону) на переднеприводных и заднеприводных автомобилях различны. На переднеприводном автомобиле следует увеличить скорость и ведущие передние колеса «потянут» за собой задние, тем самым устраняя занос. На заднеприводном автомобиле увеличение скорости усилит «набегание» задних ведущих колес на передние, тем самым усиливая занос.

 

  • из-за резкого поворота рулевого колеса. В этом случае необходимо быстро, но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса и, не дожидаясь прекращения скольжения, опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения автомобиля.

 

  • при резком ускорении движения из-за пробуксовки ведущих колес автомобиля. В этом случае необходимо устранить причину заноса, то есть уменьшить нажатие на педаль управления подачей топлива.

 

  • у заднеприводного автомобиля при увеличении скорости на повороте из-за «набегания» задних ведущих колес на передние. В этом случае целесообразно слегка уменьшить подачу топлива, не вызывая резкого торможения двигателем, и повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Торможение при заносе только ухудшает ситуацию.

 

  • у переднеприводного автомобиля при торможении на повороте из-за «набегания» задних колес на передние. В этом случае целесообразно слегка увеличить подачу топлива (не вызывая пробуксовки передних колес) и дальнейшим поворотом рулевого колеса скорректировать направление движения автомобиля. Следует помнить, что на заднеприводном автомобиле увеличение скорости может только усилить возникший занос.

 

Торможение
Любое торможение опасно, так как водитель, движущийся сзади, может вовремя не среагировать на изменение скорости движения вашего ТС. Если вы выработаете привычку бросать взгляд в зеркало заднего вида при любом торможении, то у вас появится возможность оценить действия водителя приближающегося сзади, и путем изменения интенсивности торможения уменьшить вероятность столкновения с ним.

 

Уменьшение тормозного пути достигается торможением на грани блокировки, так как заблокированные колеса скользят по дороге, увеличивая при этом тормозной путь.

 

Экстренное торможение подразумевает остановку автомобиля на кратчайшем расстоянии от места начала торможения. На скользкой дороге следует тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не выключая сцепление и передачу, то есть используя торможение двигателем и не допуская блокировки колес (движения «юзом»).

 

Заблокированные колеса не реагируют на поворот рулевого колеса, так как скользят по дороге. Поэтому сохранить маневренность на скользкой дороге Вам поможет торможение двигателем без блокировки колес.

 

При резком торможении автомобиль под действием сил инерции «наклоняется» вперед, прижимая передние колеса к дороге и ослабляя сцепление задних колес с дорогой, то есть создаются благоприятные условия для блокировки задних колес автомобиля

 

Более низкая передача на крутом спуске обеспечит Вам большую эффективность торможения двигателем, поэтому выбирать передачу следует исходя из условия: чем круче спуск, тем ниже передача.

 

Опасность длительного торможения с выключенным сцеплением (передачей) на крутом спуске заключается в перегреве тормозных механизмов и уменьшении эффективности торможения.

 

Под остановочным путем подразумевается расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Остановочный путь всегда больше тормозного, так как до начала торможения транспортное средство успевает переместиться на расстояние, зависящее от времени реакции водителя и времени срабатывания тормозного привода.

 

Под временем реакции водителя подразумевается время с момента обнаружения опасности до начала принятия мер по избежанию опасности. В зависимости от его психофизиологических особенностей, состояния, опыта, а также сложности обстановки, в которой находится водитель, это время обычно составляет от 0,4 с до 1,6 с.

 

Путь, пройденный автомобилем с момента начала действия тормозов до полной остановки, называется тормозным путем. При определении тормозного пути не учитывается расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя и за время срабатывания тормозного привода.

 

Водителю следует помнить, что между тормозным путем и скоростью движения существует квадратичная зависимость. Следовательно, увеличив скорость в три раза, водитель увеличит тормозной путь в девять раз.

 

При подсоединении прицепа, не имеющего своей тормозной системы, тормозной путь автомобиля увеличивается, так как увеличивается масса сцепленных транспортных средств.

 

Боковой ветер
Действие сильного бокового ветра наиболее опасно при выезде с закрытого участка на открытый, так как возникающий в этом месте порыв ветра может повлиять на курсовую устойчивость автомобиля.

 

При выезде из лесистого участка на открытое место даже при отсутствии знака «Боковой ветер» целесообразно уменьшить скорость движения и подготовиться к возможному отклонению автомобиля от заданного курса ввиду опасности появления сильного бокового ветра.
вверх

 

Движение
Вероятность возникновения аварийной ситуации при движении в плотном потоке будет меньше, если скорость Вашего транспортного средства близка к средней скорости потока. Движение с большей или меньшей скоростью провоцирует выполнение лишних маневров, что при движении в плотном потоке опасно.

 

Начиная обгон после длительного движения на безопасной дистанции за грузовым автомобилем, необходимо сразу перестроиться на полосу встречного движения, после чего произвести сближение с обгоняемым транспортным средством. Такие действия дадут возможность водителю грузового автомобиля заметить Вас и своими действиями не мешать Вашему маневру, а у Вас появится хорошая обзорность, чтобы обеспечить контроль за изменением дорожной обстановки.

 

При принятии решения об обгоне водителю следует помнить, что скорость встречного крупногабаритного автомобиля воспринимается большей, чем в действительности, а маленького по размеру мотоцикла — меньше, чем в действительности.

 

Критерием выбора скорости при движении в условиях плохой видимости является остановочный путь, который всегда должен быть меньше расстояния видимости.

 

Чем выше скорость при встречном разъезде ТС, тем больше должен быть боковой интервал между ними, для исключения возможного столкновения при неожиданном отклонении от траектории их движения. При разъезде с длинномерным транспортным средством необходимо иметь запас бокового интервала во избежание столкновения с прицепом, который смещается ближе к центру поворота при выполнении различных маневров. При движении по мокрому, скользкому или неровному покрытию увеличение бокового интервала требуется во избежание столкновения, возникающего при потере устойчивости ТС в неблагоприятных дорожных условиях движения. Таким образом, во всех перечисленных случаях водителю следует увеличить боковой интервал.

 

При одновременном прохождении поворота с автопоездом Вам следует позаботиться об увеличении бокового интервала до этого транспортного средства, так как задние колеса автопоезда (прицепа) смещаются к центру поворота.

 

При прохождении поворота водителю следует учитывать, что при увеличении скорости движения автомобиля центробежная силаувеличивается пропорционально квадрату скорости. Так же центробежная сила увеличивается при уменьшении радиуса поворота, поэтому только уменьшение скорости может уменьшить центробежную силу.
При движении в повороте на автомобиль действует центробежная сила, которая возрастает с увеличением скорости и стремится сместить автомобиль к внешней стороне закругления дороги. Занос или снос автомобиля может возникнуть при проезде поворота из-за большой скорости движения, торможения или низкого коэффициента сцепления.

 

Антиблокировочная система (АБС), предназначенная для предотвращения блокировки колес автомобиля, может снизить вероятность возникновения заноса или сноса при торможении, но не может исключить возможность их возникновения при других условиях движения.

 

С увеличением скорости увеличиваются и поперечные отклонения от задаваемой водителем траектории движения. Это происходит за счет боковой эластичности колес, неровностей покрытия, воздействия ветра и люфтов рулевого управления. Поэтому, увеличивая скорость, водители должны увеличивать боковой интервал.

 

Более устойчив на повороте автомобиль без груза и пассажиров, так как у такого автомобиля самое низкое расположение центра тяжести, а значит, самый маленький опрокидывающий момент.

 

Длительный разгон транспортного средства с включенной первой передачей, когда двигатель работает на повышенных оборотах, увеличивает расход топлива. Плавное ускорение при плавном замедлении обеспечит наименьший расход топлива.

 

При движении на легковом автомобиле безопасной дистанцией до движущего впереди ТС считается расстояние, которое может проехать автомобиль за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода. Время реакции водителя может колебаться в пределах от 0,4 до 1,6 секунд, а время срабатывания тормозной системы с гидравлическим приводом может составлять от 0,1 до 0,4 секунд, это значит, что комфортной дистанцией для легковых автомобилей можно считать расстояние, которое проедет автомобиль за время не менее 2 секунд. При изменении условий движения (дождь, снег, гололедица) водитель должен корректировать дистанцию в сторону ее увеличения.

 

При движении на длинномерном грузовом автомобиле безопасной дистанцией до движущего впереди ТС считается расстояние, которое может проехать автомобиль за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода. Время реакции водителя может колебаться в пределах от 0,4 до 1,6 секунд, а время срабатывания тормозной системы с пневматическим приводом может составлять от 0,6 до 1,2 секунд (для прицепов и полуприцепов до 1,4 секунд). Значит комфортной дистанцией для длинномерных грузовых автомобилей можно считать дистанцию не менее 3 секунд. При изменении условий движения (дождь, снег, гололедица) водитель должен корректировать дистанцию в сторону ее увеличения.

 

С увеличением скорости поле зрения водителя сужается, так как водитель вынужден смотреть намного дальше вперед, чтобы успеть оценить ситуацию в стремительно меняющейся дорожной обстановке.

 

Водитель определяет скорость своего автомобиля, главным образом, по скорости перемещения объектов попадающих в поле его зрения. Если такие объекты, как деревья, дорожные знаки, другие ТС длительное время удалены от вас, то угловая скорость их перемещения уменьшается. А этот эффект воспринимается водителем, как уменьшение скорости движения самого автомобиля. Поэтому в подобных условиях движения водителю целесообразно чаще бросать взгляд на приборный щиток, чтобы проверить правильность выбора скоростного режима движения.

 

Если при движении в плотном потоке вы заметили сзади транспортное средство, движущееся на слишком малой дистанции, то безопаснее всего ослабить нажатие на педаль газа и увеличить дистанцию до движущегося впереди лидера. Таким образом, вы создадите себе резерв времени для применения менее интенсивного торможения при возникновении опасности.

 

Резкое торможение, даже кратковременное, может привести к наезду сзади или испугу преследующего вас водителя, что небезопасно для других участников движения. А увеличение скорости приведет к уменьшению дистанции спереди, что опасно для вас и не дает гарантии, что вы таким способом исправите ситуацию сзади.

 

В темное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается ниже, чем в действительности, что увеличивает опасность столкновения при встречном разъезде, обгоне и объезде.

 

При движении в условиях тумана водитель должен учитывать, что расстояние до предметов представляется большим, чем в действительности.

 

Существенное снижение давления в шинах приводит к увеличению сил трения, а значит, и увеличению расхода топлива.

 

При выборе безопасных условий для движения легкового автомобиля на скорости 90 км/час водителю полезно помнить, что транспортное средство за 1 секунду перемещается на 25 м.

 

При выборе безопасных условий для движения грузового автомобиля на скорости 70 км/час водителю полезно помнить, что транспортное средство за 1 секунду перемещается на расстояние около 20 м.

 

Внешние световые приборы
Ближний свет фар обеспечивает видимость дороги в темное время суток всего на 30-40 м, а остановочный путь автомобиля при торможении со скорости 90 км/ч составляет примерно 90-100 м, а это значит, что движение в подобных условиях не является безопасным, так как остановочный путь намного превышает расстояние видимости.

 

Приближаясь в темное время суток к вершине подъема, всегда целесообразно переключать дальний свет фар на ближний, чтобы не ослепить водителя транспортного средства, неожиданно появившегося со встречного направления.

 

При движении ночью во время сильной метели дальний свет фар, отражаясь от снежинок, будет создавать слепящее действие и ухудшит видимость. Поэтому в таких условиях целесообразно использовать включение противотуманных фар совместно с ближним светом фар.

 

Начало движения, разворот, остановка и стоянка
В соответствии с п. 12.8 Правил водитель может покинуть свое место, если им приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства.

 

Производя остановку на спусках или подъемах при наличии тротуара, необходимо повернуть колеса так, чтобы избежать самопроизвольного скатывания автомобиля на проезжую часть (повернутые колеса упираются в бордюр):

 

Производя остановку на спусках или подъемах при наличии обочины, водители не только должны использовать стояночный тормоз, но и повернуть колеса в сторону, чтобы избежать самопроизвольного скатывания автомобиля на проезжую часть:

 

При трогании на подъеме стояночный тормоз следует начинать отпускать одновременно с началом движения, чтобы избежать скатывания автомобиля (при отпускании до начала движения) и остановки двигателя (при отпускании после начала движения).

 

Безопасный способ разворота на узких дорогах с использованием прилегающей слева территории показан на рисунке, так как, выезжая на дорогу задним ходом, водитель имеет возможность не только следить за своей траекторией движения, но и полностью контролировать обстановку на полосе, на которую он въезжает.

 

Разное
Пешеходы являются полноправными участниками дорожного движения. Однако среди них есть дети, пожилые люди, инвалиды, лица, имеющие плохое зрение, то есть люди, которые могут совершать ошибки при оценке дорожных ситуаций. Из-за таких ошибок поведение пешеходов может быть неадекватным сложившейся обстановке. Пешеход, переходящий проезжую часть, может резко уменьшить или увеличить скорость своего перемещения, если сочтет, что неправильно оценил свои возможности или скорость приближающегося ТС. Он может также внезапно остановиться или, уже перейдя вашу полосу движения, отступить назад, опасаясь ТС, приближающегося с другого направления. Все это следует учитывать, приближаясь к пешеходам, переходящим дорогу, как по пешеходным переходам, так и через проезжую часть.

 

Опасность алкогольного опьянения при управлении транспортным средством заключается в том, что реакция водителя замедляется, а значит, время реакции, необходимое для принятия решения, увеличивается.

 

В утомленном состоянии время реакции увеличивается, а внимание притупляется.
Типичными признаками утомления водителя являются сонливость, вялость, притупление внимания. В этом состоянии управление транспортным средством опасно и запрещено п. 2.7 Правил.

 

Эмоциональное состояние водителя оказывает существенное влияние на безопасность движения. Так, например, отрицательные эмоции отвлекают водителя от анализа дорожной ситуации.

Экзамен по теме: "Основы безопасности дорожного движения".

Тема 27. БДД. Экзамен

Тема 27.

Или оставьте заявку:

Телефоны наших центров:

Клин:
+7 (965) 375-37-77

Дмитров:
+7 (995) 505-15-15

Лобня:
+7 (495) 799-29-89 доб. 1

Химки:
+7 (495) 799-29-89 доб. 2

Москва:
+7 (495) 799-29-89 доб. 4

Зеленоград:
+7 (495) 799-29-89 доб. 3

Солнечногорск:
+7 (495) 799-29-89 доб. 5

Оставьте ваши данные, чтобы мы связались с вами!

Телефоны наших центров: